Как заменить кран-буксу: видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности замены в шаровом смесителе, цена, фото

Существуют два типа кранов для кухонь и ванных комнат, у которых запорная арматура принципиально отличается по своей конструкции. То есть, в шаровом смесителе это стальной шар с отверстиями, либо может быть вариант с картриджем, а для вентильного устройства – винтовая букса с резиновым клапаном.

Первый вариант, как правило, не ремонтируется, хотя из строя он выходит крайне редко. А вот картриджи и буксы подлежат замене, что продлевает срок эксплуатации запорных механизмов.

Кран-букса

Нас, в данном случае, интересует замена буксы, о чём и пойдёт речь ниже. А кроме того, вашему вниманию будет предложено видео в этой статье.

Букса
Что это такое

Вариант буксы

В принципе работы любая модель кран-буксы ничем не будет отличаться от других вариантов модельного ряда – все они служат для перекрытия потока на подаче воды в излив, либо это может быть магистральная запорная арматура. Как бы там ни было, но подача в любом случае перекрывается резиновым клапаном, от которого в большей части зависит работоспособность настоящего механизма. (См. также статью Как выбрать смеситель для раковины: особенности.)

Еще один вариант буксы

Помимо резиновой прокладки на эффективность работы запорной арматуры может напрямую повлиять червячный механизм на штоке, который может создавать давление на прокладку должным образом.

Мы недаром упомянули об этой части механизма, так как даже при не изношенной резине могут возникнуть проблемы – просто-напросто съедается резьба и создаётся впечатление, что вентиль “проскакивает”.

Но подобная проблема “проскакивания” также может происходить при определённом износе прокладки – получается, что резьба заканчивает свой шаг, но при этом не осуществляется достаточная закупорка. Вполне естественно, что нужно сделать ещё несколько оборотов штока, но длина “червяка” уже израсходована, поэтому, получается такой скачок, который может даже ощущаться рукой на барашке в виде удара.

Примечание. Обратите внимание, что у настоящей запорной арматуры может быть стопорное кольцо.
В случае демонтажа его нужно снять утиками (инструкция рекомендует делать именно так) или даже старыми ножницами.

Замена

Картридж

  • Для начала вам следует убедиться с каким типом крана вы имеете дело – если это модель с одним рычагом, то речи о наличии буксы в механизме быть не может – там, в качестве запорной арматуры установлен либо металлический шар с отверстиями, либо пластиковый картридж.
  • Кроме того, если на смесителе есть вентили, то о наличии там буксы может сказать количество вращений барашка вокруг своей оси – если это так называемый полуоборотистый кран, значит, там стоит шаровая запорная арматура. О наличии буксы вам может сказать тот факт, если вы сможете сделать 5-6, а то и 10 оборотов барашка вокруг своей оси.

Снимаем барашек. Фото

  • Теперь, давайте разберёмся как осуществляется замена кран-буксы в смесителе своими руками. Прежде всего, вам придётся открутить барашек, которым регулируется напор воды в той или иной части крана и для этого чаще всего нужна обычная отвёртка с жалом типа “минус”, хотя это может быть и крестоообразная (фигурная) арматура.
  • Для того чтобы выкрутить барашек (вентиль) на смесителе, его нужно придерживать, то есть, болт откручивается против часовой стрелки, а саму крестовину придерживать рукой (плосками/пассатижами нельзя – повредите облицовку).

Внимание!
При проведении данной процедуры будьте осторожны – отвёртка очень легко соскальзывает на ладонь!
При неосторожном демонтаже вы можете просто-напросто проткнуть руку!

  • Итак, когда вы сняли барашек, обратите внимание, есть ли на буксе стопорное кольцо или контргайка, а, может быть, эти два предохранителя установлены там одновременно (это не имеет никакого значения в конструкции). Перед началом работ не забудьте перекрыть магистральный кран. Который должен находиться у вас до водомера (если таковой имеется). Для начала попробуйте выкрутить узел, зацепившись пассатижами или ключом за шток – он должен выкручиваться против часовой стрелки.
  • Будьте внимательны – если вы не можете прокрутить квадрат штока, значит, там есть какой-либо предохранитель в виде контргайки или стопорного кольца – вам придётся их снять. Здесь удобнее всего использовать разводной ключ (ещё лучше – накидной, нужного размера), но при этом вам, возможно, придётся застраховать шток буксы, чтобы он не проворачивался (это делают другим ключом, либо пассатижами).

Замена кранбуксы в смесителе – демонтаж

  • Когда вы убираете все возможные предохранители (контргайка, стопорное кольцо), то теперь можно выкручивать буксу и вращение штока нужно осуществлять против часовой стрелки.
  • Теперь, внимание – не всегда нужно менять весь узел, порой достаточно развернуть резиновую прокладку и она вам прослужит ещё несколько месяцев! Резина может просто спрессоваться с одной стороны и, развернув её обратной стороной, вы получите качественную запорную арматуру.
  • Кроме того, если у вас нет возможности заменить кран-буксу новой, то здесь возможна замена резиновой прокладки. Для этого можно использовать старую покрышку, точнее, шип, в котором нет нитяного (проволочного) корда. В этом случае, вам нужно будет только аккуратно вырезать форму (круг) резиновой заглушки, чтобы она вместилась в посадочное место направляющей шайбы.
  • Не пренебрегайте чистотой узла – когда вы выкручиваете буксу, то можно на 1-2 секунды открыть магистральный кран для подачи воды – это позволит снести струёй все микроэлементы, которые могут оставаться на резьбе. Использование фум-ленты, а так же смазки типа “Унипак” здесь не предусмотрено – герметизация достигается за счёт прокладок!

Буксу закручиваем руками

  • Чтобы установить новую буксу, вам нужно предоставит в магазине образец старого узла – в противном случае вы просто можете взять не ту деталь, которая вам нужна (которая подходит). Когда вы принесёте данный элемент домой, то не спешите закручивать его с помощью ключей – затянув резьбовое соединение труб руками, вы сможете проверить его на протекаемость. То есть, вкрутите буксу в корпус смесителя, зажмите контргайку или установите стопорное кольцо, а после этого откройте магистральный кран подачи воды.
  • Не спешите зажимать резьбовые соединения ключом – для начала нужно проверить его на течь, и лучше всего сделать это туалетной бумагой. После того, как вы откроете подачу воды на данный узел, подождите одну-две минуты и приложите бумагу к соединению – при малейшем просачивании стыка вы увидите мокрый след. Если такое случиться, то зажмите узел чуть-чуть сильнее.

Заключение

Сразу можно сказать, что цена на кран-буксы слишком демократична, чтобы пренебрегать их заменой в случае износа. Поэтому, её ремонт (замена составляющих деталей) допустим лишь в крайних случаях – то есть, когда нет возможности приобрести новый узел.