Проходной кран: шаровый, регулирующий, видео-инструкция по монтажу своими руками, фото и цена

Ежеминутно и ежедневно по магистралям трубопроводов перемещаются огромные объемы разнообразных веществ – вода и нефтепродукты, масла и газы. Одним из элементов запорной арматуры, отвечающим за движение транспортных потоков является шаровой проходной кран.

В его функции входит остановка и пуск, регулирование, а благодаря конструкции некоторых видов и смешивание транспортируемых сред.

Из «племени» шаровых

Основное о кране

Проходной регулирующий кран предназначен для запора и пуска среды и регулирования интенсивности потока. Шаровой кран выделяется из ряда проходных минимальными гидравлическими потерями, которые достигаются благодаря затвору-шару. Именно такая форма запорного устройства используется в магистральных газопроводах.

Размеры промышленного крана поражают

Есть еще ряд достоинств, которые заключаются:

  • в несложной конструкции арматурного узла;
  • высокой степени герметичности;
  • устойчивости к агрессивным средам;
  • простом управлении;
  • компактности;
  • четко ограниченном радиусе поворота рукояти;
  • возможности смешивания нескольких потоков;
  • универсальной пропускной способности – от жидких, до вязких сред, а также сред с примесями (шлам, пульпа).

Для шаровых кранов в основном используется латунь, сталь, чугун, полипропилен, полиэтилен, керамика и алюминий. Гнезда изготавливаются из графита, пластмассы, резины и различных металлов.

Конструкция шарового крана

Проходной шаровый кран представляет собой арматуру с запорным четверть вращающим механизмом. Основной его задачей является полное открывание либо перекрывание, но не регулирование силы транспортного потока. При неполном открытии запора в трубах с высоким давлением могут образовываться завихрения, которые постепенно приводят к потере герметичности.

Принцип работы запорного узла несложен – поворотом рукояти против часовой стрелки на 90 ° кран считается полностью открытым, когда рычаг находится параллельно трубе, и закрытым – в положении перпендикулярно ей.

На фото рассмотрено строение шарового арматурного узла

Арматурный узел представляет собой:

  • сферический запор, имеющий сквозное отверстие;
  • 2 седла, удерживающих сферу;
  • шпиндель;
  • корпус, в котором вышеперечисленные элементы располагаются;
  • рукоятка управления, соединяющаяся со шпинделем.

Корпус крана может быть монолитным или разборным. Неразборная конструкция непригодна для техобслуживания и ремонта, поэтому цена её невысока. Разборный вариант можно ремонтировать, что позволяет эксплуатировать его очень долго.

Небольшой диаметр отверстия в шаровом запоре не требует больших усилий для управления им. Большой диаметр прохода может потребовать использования более длинного рычага или автоматического приводного устройства.

Обратите внимание! Длинная рукоятка не всегда уместна, особенно, если кран устанавливается в стесненных условиях. Другие трубы могут мешать повернуть ее, выходом из ситуации может стать установка электропривода на кран.

Длинный рычаг заметно уменьшает ваши усилия

Сферы применения

Шаровая запорная арматура на сегодняшний день незаменима в химической, нефте- и газодобывающей промышленности, в коммунальных хозяйствах, обеспечивающих жилые дома газом и теплом. В квартирах такие приборы ставят на подводящих к технике трубах.

Использование узлов происходит в строгом соответствии с их классом герметичности.

Упорядочивание этого процесса регламентировано ГОСТом 24856-81, в соответствии с которым корпус крана имеет определенный цвет в соответствии с его применением:

  • водяной транспортный поток обозначается синим цветом;
  • газовый – желтым;
  • нефтяной и нефтепродуктов – черным.

Классификация запорных устройств

По способу присоединения к трубопроводу шаровые запорные устройства имеют следующие виды:

  • фланцевые – бывают разборными и литыми, выдерживают высокое давление и поэтому приветствуются в магистралях с диаметром поперечного сечения более 46 мм газодобывающей промышленности и нефтеперерабатывающих заводов;

Фланцевый кран

  • муфтовые – успешно используются в трубопроводах с сечением до 45 мм, в коммунальных отопительных, газо- и водопроводных системах;
  • штуцерные – чаще всего используются в пищевой и химической промышленности, главное преимущество –ремонтопригодность и многоразовый монтаж/демонтаж;
  • приварные – характерны для использования в строительной области, устанавливается единожды, цена сравнительно невысока;

Кран под приварку

  • комбинированные – возможны варианты монтажа, могут управляться, находясь глубоко в земле, благодаря удлиненной оси вентиля.

По направлению транспортного потока и количеству патрубков:

  • проходные – входное/выходное отверстие находятся на одной оси, монтируются на ровных участках труб разного диаметра;
  • угловые – оси отверстий расположены перпендикулярно друг другу, в основном располагаются в точках подключения к бытовым приборам, например, к батарее;

Арматура, которая есть в каждой квартире

  • трехходовые (смесители);
  • многоходовые.

В зависимости от пропускной способности разделяют:

  • полнопроходные – до 100%;
  • стандартные – до 50%;
  • неполнопроходные 70–80% потока.

Пример неполнопроходного запорного устройства, видно, что диаметр отверстия в шаре меньше, чем внутренний диаметр трубы

Диаметр отверстия в затворе полнопроходного шарового крана совпадает с внутренним диаметром трубопровода, в связи с чем гидравлическое сопротивление сведено к минимуму, как и потеря напора. Такая арматура хорошо подходит для жидкостных сред.

Отверстие в шаре неполнопроходного узла, напротив, меньше и может быть конусовидной формы (одно либо два симметричных прохода) в связи с чем наблюдается большее гидравлическое сопротивление. Небольшой диаметр «облегчает» такие краны, они долговечны, поскольку пропускают небольшие потоки и нагрузки на шар уменьшаются, выгодно отличаются в цене.

Главные правила монтажа

Не стоит напоминать, что от грамотной установки арматурного узла зависит эксплуатационный срок и качество работы.

Общая инструкция по монтажу предусматривает:

  • Окончательный выбор места установки и обеспечение свободного подступа к нему для монтажа и ремонтных работ в будущем.
  • Необходимость проверить соответствие таких параметров, как диаметр крана и трубы, пропускная способность затвора и его совместимость с рабочими условиями (вида среды, максимальным давлением в трубопроводе и температурой).
  • Для контроля давления можно установить манометр

  • Знать направление транспортируемого потока, о чем дополнительно показывают стрелки «вход/выход» на корпусе устройства.
  • Соответствие расположения и типов резьбы.
  • Использование герметизирующей ленты в резьбовых элементах, которые должны накручиваться с определенным усилием для гарантированной герметизации.
  • Обратите внимание! Чтобы верно намотать ФУМ-ленту своими руками, вы должны видеть перед собой открытую наружную резьбу со стороны места присоединения. Наматывать ленту следует по ходу часовой стрелки.

  • При фланцевом соединении их конструкции на кране и трубе должны совпадать.
  • Подведение итогов

    Запорная арматура, соответствующая техническим характеристикам трубопровода и пропускаемой среде, будет функционировать качественно и длительное время. Достоинства затвора, простой и одновременно идеальной формы, с успехом используются как в промышленном, так и бытовом секторе.

    На видео в этой статье показан один из вариантов использования проходного крана (в этом примере – для организации капельного полива).