Порошковая покраска изделий: основные свойства

Как устроена технология порошкового окрашивания?

Порошковая покраска — это очень удобный и качественный метод формирования законченных защитно-декоративных покрытий на различных предметах (прежде всего — металлических). Лежащий в его основе принцип очень прост: специальный полимерный мелкодисперсный порошок посредством «электропистолета» с генерируемым высоким напряжением равномерно напыляется на предварительно зачищенную и обезжиренную поверхность «заземлённого» предмета тонким слоем. Электростатические силы при этом «следят» за тем, чтобы порошок покрыл всю поверхность, независимо от её формы, без «проколов» и «непрокраса». Они же гарантируют, что покрытие будет равномерным, а расход спецпорошка — минимален (на практике коэффициент использования порошка выше 95%). После завершения операции нанесения слоя предмет аккуратно переносится в термокамеру-печь, где при весьма умеренной температуре (типично не выше двухсот градусов) покрытие «схватывается» с подстилающей поверхностью, формируя единый прочный слой.

Какими свойствами обладают порошковые покрытия?

Очевидно, что покраска изделий производится тем типом порошка, который сформирует наиболее подходящее для его эксплуатации покрытие. Оно может быть просто декоративным, защитным или даже высокотемпературным: спецпорошки на основе силиконов позволяют получать слои с номинальными рабочими температурами до четырёхсот-пятисот градусов включительно. Особенно в данной технологии привлекает то, что покрытие может быть сложным по своей структуре, а каждый из слоёв несёт своё функциональное назначение, что резко расширяет возможности технологии в целом. Хорошим примером такого комплексно устроенного покрытия будет популярная у автолюбителей обработка колёсных дисков «под хром», поскольку здесь может использоваться до четырёх последовательно нанесённых слоёв:

  • слой первый выполняет «грунтовочную» функцию, максимизируя сцепление всего покрытия с металлом и попутно маскируя мелкие физические дефекты типа царапин и т.п.;
  • слой второй является собственно декоративно-красящим, обеспечивающим «металлический» цвет/фактуру будущего покрытия;
  • слой третий (а нередко — и четвёртый тоже) является прозрачным, «лаковым» — он защищает все нижележащие подслои от механических повреждений, воздействия атмосферы, солнечного ультрафиолета и т.д.

Комбинируя материалы слоёв и их число, легко получать покрытия с уникальными эксплуатационными свойствами, которые изготовить иным способом либо просто невозможно, либо «классические» способы оказываются неоправданно дороги.