Новый метод борьбы с обрастаниями корпусов судов

Новый метод борьбы с обрастаниями корпусов судовМоллюски на корпусах судов – комплексная экологическая и экономическая проблема. Судно, обросшее моллюсками, двигается с меньшей скоростью и расходует больше топлива, что увеличивает эксплуатационные расходы. Кроме того, в результате этих неприятностей выбросы в атмосферу углекислоты могут увеличиваться на 40%. Ученые из Университета Гетеборга (University of Gothenburg) и Технического исследовательского института Швеции (Technical Research Institute of Sweden) предложили эффективный способ борьбы с моллюсками, не наносящий ущерба окружающей среде.

Сегодня самый распространенный способ борьбы с обрастаниями корпусов, это использование токсичной краски. Краска смешивается с ядом, который постепенно вымывается в окружающую среду, отпугивая и убивая моллюсков. К сожалению, этот способ приносит лишь временный эффект. Рано или поздно яд заканчивается, и моллюски плотно колонизируют поверхность.

Низкая эффективность метода сопровождается значительным ущербом окружающей среде. По сути, суда, бороздящие океанские и морские просторы, отравляют вокруг себя все живое. Самый яркий пример экологического вреда – вещество tributyltin oxide (TBTO), которое подмешивалось в краску в 80-х и 90-х годах прошлого века. Его использование привело к экологической катастрофе и полному запрету TBTO по всему миру.

Около 90% современных составов используемых для борьбы с обрастаниями корпусов судов включают в себя оксид меди. Их применение сопровождается выделением в воды мирового океана огромного количества меди. Несмотря на широкое использование, «Этот тип воздействия на окружающую среду не может быть принят в долгосрочной перспективе», — считает автор исследования Эмилиано Пинори (Emiliano Pinori).

В последнее время в мире разработано несколько экологически чистых технологий решения проблемы.

Шведские ученые кардинально доработали традиционный способ обработки. Они разработали метод, модифицирующий смесь краски и яда таким образом, что действующее вещество хранится внутри слоя краски и не вымывается в окружающую среду. Моллюски подвергаются воздействию яда лишь тогда, когда пытаются внедриться в краску. «Можно сказать, что они роют себе могилу в краске», — выразился Пинори.

В качестве яда используется ивермектин, вещество, вырабатываемое бактерией Streptomyces avermitilis. Метод показывает хорошие результаты, если краска содержит в себе всего лишь 0,1% ивермектина. Эффективность покрытия сохраняется в течение многих лет, и может заменить составы на основе меди. Исследователи утверждают, что при этом в воду вымывается ничтожное количество действующего вещества.

«Мои исследования показывают, что небольшие количества [ивермектина], которые теряются, не имеют отношения к эффективности метода. Это означает, что если мы сможем ликвидировать полностью вымывание, эффективность не будет принесена в жертву», — сообщил Эмилиано Пинори. «Нулевые выбросы станут нашей следующей целью. Мы ждем дальнейшего развития этого метода в рамках проекта ЕС».

 

{social}