В данной статье нам предстоит изучить изделие отечественной промышленности, скрывающееся под непритязательным названием 11с67п. Мы изучим устройство и основные технические характеристики шарового крана 11с67п. Кроме того, нам предстоит ознакомиться с вариантами его исполнения и типичными проблемами вентиля, которые можно решить самостоятельно.
Описание
Устройство
Перед нами типичный шаровый вентиль с уплотнением шара фторопластовыми седлами. Фторопластовое кольцо уплотняет и шток крана; его поджимает гайка, позволяющая регулировать степень уплотнения. Седла прижимаются к шару парой нержавеющих тарельчатых пружин.
На приведенной схеме пронумерованы следующие элементы:
Нюанс: в зависимости от конструктивного исполнения вентиля корпус может принимать разные геометрические формы и становиться неразборным.
Чуть позже мы познакомимся с несколькими версиями 11с67п.
Характеристики
Описание крана 11с67пможно найти на многочисленных сайтах производителей и дилеров. Приведем его основные характеристики.
Параметр
Значение
Рабочая среда
Пар, вода, нефть и нефтепродукты, газ (природный и пропан-бутан), прочие газообразные и жидкие химически неагрессивные среды
Рабочая температура
-30 – +200 С
Рабочее давление
16, 25 или 40 кгс/см2 в зависимости от исполнения корпуса
Присоединение к трубопроводу
Фланцевое, резьбовое, сварное
Положение при установке
Не регламентируется
Направление расхода рабочей среды через вентиль
Не регламентируется
Материал корпуса
Углеродистая сталь
Материал запорного шара
Нержавеющая сталь
Материал уплотнения
Фторопласт
Наработка на отказ
Не менее 500 циклов
Полезно: рабочее давление обычно указывается в маркировке.
Надпись на корпусе “РУ16” означает, что вентиль рассчитан на рабочее давление в 16 атмосфер.
В маркировке присутствует и размер присоединяемого трубопровода: так, ДУ50 РУ16 – вентиль размером 50 мм, работающий в среде с давлением до 16 кгс/см2.
Возможно, потенциальному покупателю будет полезным некоторое количество дополнительной информации.
- Вентиль не предназначен для трубопроводов, транспортирующих токсичные вещества.
- Герметичность затвора относится к классу А по классификации ГОСТ 9544.
- Фланцевый шаровый вентиль 11с67п изготавливается по ГОСТ 28343, ГОСТ 21345 и ТУ У 04671406-003-1999.
- Краны с муфтовым присоединением (резьбами) производятся вплоть до размера ДУ50.
- Максимальный размер вентиля, предлагаемого отечественными интернет-магазинами – ДУ500.
- Все изделия размером свыше ДУ250 комплектуются редуктором, позволяющим провернуть шток без чрезмерных усилий.
- Минимальная оптовая цена изделия (ДУ10, муфтовое присоединение) составляет примерно 800 рублей. Максимальная (ДУ500 под фланцевое присоединение с редуктором) превышает полмиллиона.
Варианты исполнения
Приведем описание нескольких разновидностей 11с67п, предлагаемых отечественным предприятием Маршал.
Фланцевый
Именно он показан на схеме в начале статьи. Характерные особенности – разъемный корпус, соединяемый шпильками, и уплотнение между элементами корпуса, выполненное паронитовыми прокладками.
Главное достоинство фланцевого присоединения – быстрые монтаж и демонтаж, которые можно выполнить в условиях дефицита места.
Полезно: шаровой фланцевый вентиль имеет такую же монтажную длину, как у задвижки соответствующего размера.
Эта особенность позволяет выполнить замену неисправной задвижки на вентиль без использования сварки для труб.
Муфтовый
Резьбовое (муфтовое) присоединение, как уже говорилось, характерно для изделий небольшого размера – до ДУ 50 включительно. Вентиля маркируются как 11с67п1ЦР. Буквы в конце – сокращения от “цельносварной” и “резьбовой”.
Капитан Очевидность подсказывает: цельносварной корпус не разбирается.
Неисправность вентиля (кроме течи уплотнения штока) означает необходимость его замены.
Для потребителя муфтовое присоединение означает еще пару неприятных моментов.
Под приварку
Вентиль вваривается в участок трубопровода. Длинные патрубки под приварку не дают уплотнителю сгореть в процессе сварочных работ. Демонтаж выполняется газовой сваркой или обычной болгаркой; корпус вентиля может быть как разборным, так и цельносварным.
Межфланцевый
Эти изделия отличаются от обычных фланцевых укороченным корпусом, и предназначены для монтажа в новые трубопроводы строящихся зданий. Они маркируются как 11с67пСУФ и выполняются только с разборными корпусами, позволяющими выполнить замену уплотнителей и даже запорного шара.
Неисправности
Список неисправностей, которые могут быть устранены своими руками в полевых условиях, невелик.
Справедливости ради отметим, что и выходят из строя шаровые вентиля исключительно редко.
- При протечке по штоку инструкция производителя сводится к подтяжке втулки или замене уплотнительного кольца. Для замены разбирать вентиль не нужно – достаточно лишь перекрыть его и вывернуть втулку при снятой рукоятке.
- Если вентиль пропускает воду, чаще всего достаточно подтянуть соединяющие корпус шпильки.Если подтяжка не помогла, корпус вскрывается для замены уплотнительных колец.
Заключение
Надеемся, что наше краткое знакомство со сравнительно малораспространенным элементом запорной арматуры поможет читателю подобрать оптимальное для его целей решение. Видео в этой статье, как обычно, предложит дополнительную информацию. Успехов!