В этой статье нам предстоит познакомиться с несколькими отечественными кранами. Они существенно различаются материалом и конструктивным исполнением. Мы объединили их в одном материале по единственному признаку – близким буквенно-цифровым обозначением.
Терминология
Вначале познакомимся с основными понятиями, касающимися конструктивного исполнения вентилей.
- Винтовым называется кран, перекрывающий воду за счет вращения винтового штока с подвижным клапаном на конце. Клапан прижимается к седлу, закрывая отверстие в нем.
- Пробковый кран перекрывает трубопровод поворотом конического сердечника со сквозным отверстием. Для этого типа запорной арматуры характерно довольно большое усилие, необходимое для изменения положения пробки.
Важно!
Краны больших размеров часто комплектуются системой подачи смазки, снижающей трение между пробкой и корпусом.
- Шаровый кран отличается от пробкового формой затвора (шар вместо усеченного конуса) и наличием уплотнительных седел, выполненных из материала с низким коэффициентом трения – фторопласта или тефлона.
- Трехходовым называется кран, имеющий три отвода для рабочей среды. В зависимости от положения затвора они могут образовывать различные конфигурации, перенаправляющие потоки в нужном направлении.
Разрешите представить
Вентиль 11б38бк
Перед нами пробковый трехходовой кран, предназначенный для установки манометра. Цена – 130 – 200 рублей в зависимости от исполнения. Материал корпуса и пробки – латунь.
Все виды кранов 11б38бк – натяжные. Это означает, что герметизация вентиля осуществляется только за счет прижима пробки к корпусу гайкой на проходящем насквозь хвостовике; сальниковая набивка отсутствует как класс.
В продаже можно встретить несколько вариантов исполнения крана:
Вентиль 11ч38п
Кран 11ч38п – довольно экзотический гибрид, шаровый вентиль с чугунным корпусом.
Приведем характеристики этого типа изделий.
Параметр
Значение
Размеры
ДУ15 – ДУ80
Материал корпуса
Чугун
Материал затвора
Нержавеющая сталь
Уплотнение затвора
Фторопласт
Уплотнение штока
Сальник
Рабочее давление
РУ6, РУ10
Рабочая температура
+100С
Рабочая среда
Вода, масло, нефть, газ
О кране любопытно знать еще несколько вещей.
- Производители предлагают их только под муфтовое присоединение, с внутренними трубными резьбами с обеих сторон.
- Герметичность вентиля по ГОСТ 9544 – 2005 соответствует классу С. С практической стороны это означает, что в закрытом состоянии вентиль на законных основаниях может слегка травить. Для шаровых кранов в целом это нехарактерно.
- Шток сделан под ручку, но в комплект она не входит.
Вентиль 11с31п
Кран 11с31п тоже относится к шаровым, однако сильно отличается от своего родственника 11ч38п.
Параметр
Значение
Присоединение к трубопроводу
Сварка
Размеры
ДУ15 – ДУ300
Исполнение корпуса
Цельносварной
Материал корпуса
Сталь 20
Материал затвора
Сталь 14Х17Р2
Материал штока
Сталь 10Х13
Уплотнение затвора
Фторопласт Ф4К20
Уплотнение штока
Резина ИРП-1287
Рабочее давление
РУ25, РУ40
Герметичность по ГОСТ 9544-2005
Класс А
Обратите внимание: для компенсации износа седел затвора под них установлены тарельчатые пружины из нержавеющей стали.
Вентиль 11с321бк
Кран 11с321бк – довольно экзотический пробковый вентиль, предназначенный для работы в газопроводах при температуре среды до +70 градусов.
Размеры крана – ДУ400, ДУ500 и ДУ700; масса – от двух до пяти тонн. Поскольку при таких габаритах пробку крана своими руками, очевидно, провернуть невозможно, конструкция дополнена червячным редуктором и системой подачи смазки к пробке. Соединение с трубопроводом – сварное.
Любопытные особенности изделия:
- Кран монтируется строго вертикально. Эта инструкция связана с необходимостью периодического обслуживания редуктора.
- Его корпус снабжен обводом, уравнивающим давление по обе стороны от пробки. Отвод снабжен собственным краном.
- Корпус крана изготовлен из углеродистой стали, пробка – из чугуна.
Вентиль 11с32п
Кран 11с32п практически во всем идентичен уже рассмотренному нами 11с31п:
- Конструкция вентиля – шаровая, с затвором из нержавеющей стали и фторопластовым уплотнителем.
- Размер – от 15 до 300 миллиметров.
- Рабочее давление – 25 или 40 атмосфер.
- Корпус – цельносварной стальной.
- Наработка на отказ – не менее 7000 циклов.
Принципиальное отличие – лишь в способе присоединения к трубопроводу: в этом случае для него предусмотрены фланцы. Они обеспечивают, с одной стороны, быстрый демонтаж с возможностью замены вентиля (причем без обязательного полного осушения трубы); с другой же – необходимость предварительной адаптации трубопровода под кран.
Вентиль 11с33п
Шаровой кран 11с33п – почти полный дубликат предыдущего изделия.
Именно почти, поскольку:
Заключение
Разумеется, в рамках статьи мы рассмотрели лишь небольшую часть изготавливаемой отечественной промышленностью запорной арматуры. Как обычно, дополнительные материалы можно обнаружить, просмотрев видео в этой статье. Успехов!