В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет кран мама папа и чем он отличается от аналогичных приборов с другими типами соединительных элементов. Кроме того, мы рассмотрим классификацию кранов в соответствии с типом соединения, а также узнаем об особенностях эксплуатации этих устройств.
Классификация быстросборных резьбовых соединений
Не знаете, чем кран 1 2 папа папа отличается от аналогичного устройства мама-мама? Для того чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, рассмотрим особенности резьбовых соединений, используемых при сборке трубопроводных систем.
Для того чтобы соединить трубу с фитингом, необходимо чтобы с одной стороны в качестве соединительного элемента выступал штуцер, а с другой стороны – муфта. Таким образом, штуцер вкручивается в муфту, в результате чего достигается требуемая прочность фиксации.
Разумеется, для того чтобы описанный способ крепления мог быть применен в реальных условиях, соединительный элемент в виде муфты должен быть оснащён внутренней резьбой, а штуцер – внешней.
Традиционно «мамой» принято называть соединительный элемент, выполненный в виде накидной муфты. Таким образом «папа» – это соединительный элемент, выполненный в виде штуцера.
Важно: Монтажные схемы, работающие с применением «мамы» и «папы», повсеместно применяются при построении трубопроводов малого и среднего диаметра поперечного сечения. Монтаж крупных трубопроводных систем с диаметром сечения свыше 50 мм принято выполнять, используя более прочное фланцевое или сварное соединение.
Итак, мы определились с основными разновидностями резьбовых соединений, используемых при построении трубопроводов, вернемся к рассмотрению запорной арматуры.
Резьбовые соединительные элементы на запорной арматуре
- Кран 1 2 мама папа, что характеризует его конструкцию?
На корпусе устройства, помимо штока с маховиком мы можем видеть два патрубка, расположенные на одной оси. С одной стороны патрубок оканчивается муфтой с внутренней резьбой, диаметр которой составляет 1/2″ (12,7 мм).
С другой стороны патрубок оканчивается штуцером с внешней резьбой.
- Запорная арматура типа «мама-мама» с обеих сторон оснащена патрубками, которые оканчиваются муфтами. Такие устройства являются оптимальным решением для установки крана в разрыв трубопровода.
- Устройства с соединительным элементом типа «папа-папа» представляют собой сантехнические приборы, с обеих сторон которых установлены штуцеры с внешней резьбой.
Важно: Во всех перечисленных приборах корпус и соединительные элементы изготавливаются из латуни или нержавеющей стали марки AISI 316L. Приобретение запорной арматуры из черных металлов или лёгких сплавов с добавлением алюминия не рекомендуется.
Особенности применения
Современный шаровый кран применяется для построения трубопроводов, рассчитанных на транспортировку жидкой и газообразной среды. Именно поэтому в продаже можно найти приборы, с соединительными элементами муфтового типа, рассчитанные на работу с газом или на работу с водой.
Итак, чем газовые модификации отличаются от водяных, кроме как цветом ручек?
Опять же, вся официально производимая запорная арматура для газораспределительных сетей подвергается обязательному контролю качества и после этого сертифицируется для применения на территории РФ и стран СНГ.
Краны для газа отличают следующие характеристики:
- Сборка всех конструкционных компонентов, включая шток, производится внутри корпуса, в результате чего прибор получается абсолютно герметичным и неразборным.
- Наличие антивзрывного штока делает эксплуатацию безопасной как в бытовых, так и в промышленных условиях.
- Наличие технологических приспособлений, предназначенных для блокирования и опечатывания маховика.
- Возможность эксплуатации устройств в широком диапазоне температур (от -40°С до +60°С), что более чем актуально при эксплуатации в отечественных климатических условиях.
- Возможность применения устройств в широком диапазоне показателей давления (краны рассчитаны на номинальное давление до 5 Bar и на максимальное до 20 Bar).
Единственным существенным требованием, которому должна соответствовать готовая продукция является сочетание герметичности и высокой коррозийной устойчивости.
Внешне шаровые краны для воды практически не отличаются от аналогичных приборов, предназначенных для работы с природным газом. Но есть один важный момент: если газовый кран можно ставить на водопровод, то водозапорную арматуру нельзя использовать для работы с газом!
Особенности монтажа газовой запорной арматуры
До недавних пор подача природного газа в дома или квартиры контролировалась пробковыми кранами типа «мама-мама». Такие устройства накручивались на внешнюю резьбу в разрыве трубопровода.
Для обеспечения требуемой герметичности, резьбовое соединение проматывалось паклей, а позже фум-лентой. Для того чтобы продлить ресурс соединения, зазор по контуру вхождения штуцеров в муфту прокрашивался масляной краской, которая после высыхания исключала вероятность утечек.
Сегодня на смену примитивным и недолговечным пробковым кранам пришли более совершенные шаровые модификации, обладающие большим ресурсом.
Новые устройства, как и старые модификации, оснащаются соединительными элементами типа «мама-мама». Это делается для удобства монтажа в разрыв трубопровода без необходимости применения дополнительных переходных фитингов, которые могут негативно повлиять на степень герметичности конструкции.
Важно: При построении газораспределительных сетей используется только специальное сертифицированное запорное оборудование. То есть, приобретая кран для газа, не забудьте убедиться в наличии сертификата.
Замена запорного оборудования проводится специалистами, имеющими специальные допуски. Самостоятельное проведение монтажа, прежде всего, потенциально опасно, а кроме того, может повлечь штрафные санкции.
Особенности монтажа водопроводной запорной арматуры
Установка шарового крана на металлические трубы может быть выполнена своими руками без необходимости в привлечении специалистов.
Инструкция проведения работ следующая:
- Если нужно установить устройство типа «мама-мама», разрезаем трубопровод, предварительно отключив подачу воды. Вырезаем кусок трубы размером с корпус крана, не считая боковые патрубки.
- Обрабатываем торцы труб болгаркой, убирая заусеницы. Затем снимаем наружную фаску, которая упростит процесс нарезки резьбы.
- Далее, подготавливаем резьбонарезчик (плашку) и вставляем в него резец, соответствующий размеру резьбы крана.
- Торец трубы смазываем тонким слоем густой смазки, например, можно использовать литол. Ту же смазку наносим и на резец.
- Прикладываем резец к торцу трубы и с определённым усилием начинаем резать резьбу строго по часовой стрелке. Нарезаем примерно 6-7 витков.
Кран на железную трубу должен накручиваться не менее чем на 5 оборотов. Сегодня на рынке можно приобрести устройства с накидной гайкой, рассчитанной на 3 оборота, покупать такую арматуру не следует, так как она рассчитана на трубы из латуни и меди.
Важно: Если после нескольких витков плашка идет туго, возвращаемся на один оборот назад и таким образом срезаем стружку. После этого можно вновь двигаться вперед.
- С готовой резьбы вычищаем металлические опилки и наматываем лен или фум ленту.
Намотка выполняется по направлению накручивания крана. Если мотать в противоположную сторону, накручиваемая муфта соберёт уплотнитель в комок.
- Наживляем кран на подготовленные торцы труб, предварительно снятых с кронштейнов. Ухватывая рожковым ключом, накручиваем запорную арматуру, пока с каждого торца не будет сделано по 4-4,5 оборота. Проследите за тем, чтобы маховик устройства встал в талое положение, где его будет просто крутить.
Полимерные разновидности запорной арматуры типа «мама-мама»
Помимо ранее перечисленных металлических устройств с муфтовыми соединителями на патрубках, повсеместно применяется запорная арматура, изготовленная из полимерных материалов. Характерный пример – это полипропиленовые краны, предназначенные для установки в водопроводных системах.
Такие устройства с обоих концов оснащены муфтами, в которые в процессе пайки заводятся торцы труб. Водозапорная арматура из полипропилена, также как и аналоги, изготовленные из металла, подбираются в соответствии с диаметром входных отверстий, измеряемым в дюймах. Впрочем, цена полимерных изделий доступнее стоимости металлической продукции.
Практически все полипропиленовые краны, представленные на рынке, являются устройствами шарового типа с соединительными элементами «мама-мама».
Вывод
Теперь, когда мы узнали, какие типы соединений используются на запорной арматуре и чем одни типы кранов отличаются от других, самое время применить полученные знания на практике.
Остались вопросы на которые вы не получили интересующие ответы? Больше полезной информации можно найти, посмотрев видео в этой статье.