Если вас интересует, как выкрутить кран-буксу из смесителя, то вы должны быть уверены, что там именно эта запорная арматура, а никак не картридж или шар. Хотя, определить это достаточно просто – если для регулировки используются два барашка или два рычага, значит, вы на верном пути.
Но и здесь не всё так просто, так как буксы могут быть разными – так, она может иметь керамическую пару для регулировки потока, либо червячную передачу для прижимания клапана. Сейчас мы вместе во всём этом разберёмся, проведём ремонтные работы и посмотрим тематическую демонстрацию видео в этой статье.
Кран-буксы
Примечание. Если у вас смеситель джойстикового типа (с одним рычагом), то там, в качестве запорной арматуры, скорее всего, стоит пластиковый или керамический картридж, а в некоторых случаях (для дорогих моделей) шаровый затвор.
Вопрос, как поменять кранбуксу на смесителе, актуален лишь в тех случаях, когда у нас двухвентильный (двухрычажный) смеситель, а также в проходные и одинарные краны с носиком.
Различия
Чтобы разобраться в том, как поменять кран-буксу в смесителе, а ещё лучше, отремонтировать её, нужно понять из чего она состоит и как работает, то есть, как с её помощью регулируется водный поток.
Весь ремкомплект делится на подвижные и неподвижные части, где к первым относится стопорное кольцо или скоба, шток с вилкой, шумогаситель и верхняя керамическая пластина с отверстием. К неподвижным деталям относится сам корпус, нижняя керамическая пластина с отверстием и резиновое кольцо для уплотнения. (См. также статью Гибкая подводка для смесителя: особенности.)
Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что отверстия в керамике расположены не по центру и именно этот фактор позволяет регулировать поток воды. То есть, когда отверстия совпадают, то открывается полный проход, но при вращении верхней пластины вокруг своей оси, отверстия постепенно смещаются относительно друг друга, что уменьшает проход до полного его закрывания.
Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе.
В том случае, когда при закрывании-открывании вентиля нужно сделать много оборотов (от 5-ти до 10-ти), то это говорит о том, что там стоит запорная арматура с червячным механизмом. Несмотря на то, что замена кранбуксы в смесителе такого типа производится практически одинаково с керамическим вариантом, тем не менее, её устройство несколько иное.
В этом случае шток служит в качестве поршня, который поднимается и опускается при помощи червячной передачи, но для того чтобы через этот узел не протекала вода, там находится жировая камера.
Изредка причиной выхода такого механизма из строя является износ резьбы “червячка”, но в большинстве случаев, это износ резиновой прокладки на поршне, так что замена кран-буксы в смесителе здесь не нужна – достаточно просто сменить прокладку (клапан).
Ремонтные работы
Примечание. Если вы решили произвести какие-либо ремонтные работы со смесителем на кухне или ванной комнате, вам обязательно нужно перекрыть воду, как и требует инструкция.
В большинстве случаев это можно сделать общим проходным краном, который находится перед водомером.
- Нам для начала нужно снять вентиль, как открутить кранбуксу на смесителе можно только после его демонтажа (мешает). Для этого поддеваем ножом или отвёрткой декоративную заглушку в центре барашка и снимаем её, под низом находится болт, который нужно открутить и тогда мы снимем вентиль. Если у вас стоят ручки, то такой болт, как правило, находится под рычагом на корпусе ручки (он тоже закрыт заглушкой).
- Теперь нам нужно снять контргайку, выкручивая её против часовой стрелки, только это нужно делать осторожно, чтобы не поцарапать корпус. Зачастую над контргайкой может быть ещё одна, декоративная гайка, которую в большинстве случаев можно открутить руками. Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо – демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.
- Теперь вы можете просто пойти со снятым запорным механизмом в магазин и купить такой же, благо, его цена невелика, но можно избавить себя от покупки, если его разобрать и отремонтировать. Для этого снимите со штока стопорное кольцо и выдавите его стержнем из корпуса керамическую пару вместе с прокладкой. Если на корпусе есть налёт, то вам нужно будет ударить по торцу штока отвёрткой или пассатижами.
- Для того чтобы устранить протечку, нужно увеличить толщину сплющенного кольца, но так как это сделать невозможно, мы просто увеличим длину внутреннего комплекта буксы. Для этого посмотрите на фото вверху – там вы видите, куда наклеить два-три слоя изоленты, чтобы увеличить толщину верхней керамической пластины. Кроме того, под резиновое уплотнительное кольцо можно подставить самодельную шайбу из медной проволоки, как бы увеличив толщину прокладки. (См. также статью Как выбрать раковину: особенности.)
- Замена резинового клапана в кран-буксе с червячным механизмом вообще не вызовет каких-либо проблем. Для этого откручиваете болт с шайбой и меняете клапан (можно даже на самодельный, из толстой резины).
Заключение
Как видите, своими руками можно не только заменить кран-буксу, но и отремонтировать её, не растрачивая время и деньги на походы в магазин. Но хотелось бы вас предупредить – если вы всё-таки захотите установить новую запорную арматуру, то обязательно идите в магазин со старым образцом – такие узлы могут быть разных размеров, так что лучше перестраховаться.