Как устроен шаровый кран ДУ100? Какие разновидности этого изделия можно встретить в продаже? Есть ли какие-то особенности у монтажа изделия? Как он выглядит на фоне альтернатив – винтовых вентилей и задвижек? Давайте разбираться.
Первое знакомство
Конструкция
Основной элемент конструкции – поворотный затвор в форме шара со сквозным каналом. Как правило, его диаметр равен диаметру присоединяемого трубопровода. Шток, вставленный в паз затвора, выводится через корпус и снабжается удобной рукояткой или редуктором. Функцию герметизации выполняют полимерные седла под шаром и кольцевой уплотнитель вокруг штока.
Какие материалы могут применяться для изготовления шаровых вентилей?
Элемент
Материалы
Корпус
Латунь, углеродистая сталь
Затвор
Латунь с хромовым или никелевым гальваническим покрытием, нержавеющая сталь
Уплотнители
Тефлон, фторопласт, резиновые кольца (уплотнение штока)
Рукоятка
Сталь с покрытием ПВХ или эмалью
Полезно: в зависимости от условий работы рукоять может иметь разную цветовую маркировку.
Предназначенный для ХВС, ГВС и отопления шаровый вентиль на 100 мм маркируется красным цветом; изделия с ограниченной термостойкостью – синим.
Желтый указывает на то, что кран предназначен для газа.
Разновидности
Краны могут классифицироваться по нескольким признакам.
Тип корпуса
Он может быть цельносварным и разъемным.
- В первом случае в качестве бонуса владелец получает большую стойкость корпуса к гидравлическому давлению: с увеличением диаметра усилие на разрыв его стенок растет пропорционально сечению. Цена – практически нулевая ремонтопригодность изделия: как максимум, в нем можно заменить изношенный уплотнитель вокруг штока.
- Во втором случае при необходимости замене подлежат все изнашиваемые элементы конструкции – седла, шток и даже сам затворный шар.
Как правило, части корпуса при большом диаметре соединяются шпильками.
Присоединение к трубопроводу
Оно может осуществляться тремя вполне традиционными способами:
Фланцевый шаровый кран ДУ 100, в свою очередь, может относится к двум подкатегориям. В общем случае монтажные размеры фланцевого шарового крана ДУ 100 в точности соответствуют монтажным размерам стальной задвижки 30с33нж, что позволяет выполнить замену без сварочных работ на трубах.
Однако при монтаже новых трубопроводов применяются более короткие, так называемые межфланцевые вентиля.
Уплотнение затвора
При небольших диаметрах трубопровода уплотнение затворного шара обеспечивается простым прижимом седел при сборке корпуса.
Однако для больших размеров затворов применяется еще пара решений.
Монтаж
Он осуществляется в любом рабочем положении. Единственное ограничение – удобное положение рукоятки или штурвала редуктора. Направление тока воды не имеет никакого значения, о чем недвусмысленно говорит отсутствие стрелки на корпусе.
Сравнение с альтернативами
Как шаровый фланцевый кран ДУ100 выглядит на фоне фланцевых винтового вентиля и задвижки того же типоразмера? На каком типе запорной арматуры лучше остановиться?
Давайте сравним их по нескольким параметрам.
Гидравлическое сопротивление
Установка
Кстати: отрыв клапан при противотоке сопровождается гидроударом – прохождением по трубопроводу фронта высокого давления.
В числе последствий – рассоединения на фитингах и резьбах, отрывы гибких подводок, разрывы по швам электросварных труб и вырванные проходные пробки радиаторов.
Обслуживание
Выводы
Они довольно очевидны: у шаровых кранов среди современной запорной арматуры нет серьезных конкурентов. Исключением могут стать лишь изделия для особых условий (высоких температур, агрессивных сред и т.д.).
Видео в этой статье традиционно предложит читателю дополнительные материалы. Успехов!