Фланцевый кран: видео-инструкция по выбору своими руками, особенности шаровых, газовых, регулирующих изделий, ДУ25, ДУ32, ДУ65, ДУ40, ДУ80, цена, фото

Как устроены вентиля, монтируемые на фланцах? В каких случаях оправдано их использование в инженерных коммуникациях? Есть ли какие-то тонкости у монтажа этих элементов запорной арматуры? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Наш герой – стальной фланцевый вентиль.

Классификация

Вначале разберемся, какими бывают фланцевые вентиля.

Устройство

По способу, которым перекрывается вода, можно выделить четыре класса вентилей.

  • Винтовые. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность обеспечивается сальниковой набивкой.Она представляет собой уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка или пара болтов.
    Этот тип вентилей имеет ряд специфических недостатков:
      • Они могут пропускать воду лишь в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он опасен, поскольку может вызвать отрыв клапана с сопровождающим его гидроударом.
      • Они имеют высокое гидравлическое сопротивление благодаря сложной форме и сравнительно малому размеру отверстия в седле.
      • Они требуют периодической набивки сальника, который вырабатывается не только при активном использовании вентиля, но и при простое.
      • Резиновые или паронитовые прокладки изнашиваются при работе и тоже требуют периодической замены.

    Заметьте: песок или окалина, попавшие под клапан, часто приводят к полному или частичному разрушению прокладки.
    Ее ресурс уменьшает и высокая температура среды.

    На фото – чугунные винтовые вентиля.

  • Пробковые. В них поток перекрывается конической пробкой со сквозным отверстием.
    Без типичных проблем не обошлось и здесь.

    • При большом размере вентиля (скажем, ДУ65) поворот пробки требует значительных усилий: сопротивление растет пропорционально увеличению соприкасающихся поверхностей пробки и корпуса.
    • Периодическая набивка сальника требуется и в этом случае.
  • Шиберные. Их устройство ближе к задвижке, чем к вентилю: резьбовой шток опускает конический клапан между двух зеркал (кольцевых уплотнителей из бронзы). Вместо сальника зачастую используются долговечные резиновые или полимерные уплотнители; единственная достойная упоминания проблема – неработоспособность вентиля при обрастании зеркал твердыми отложениями.
  • Шаровые. Латунный или изготовленный из нержавеющей стали шар со сквозным отверстием вращается в корпусе вентиля при повороте рукоятки. Его фиксирует пара кольцевых седел, изготовленных из фторопласта или тефлона; прокладка из этого же материала герметизирует шток.
  • Шаровые вентиля наиболее практичны, удобны, долговечны и отказоустойчивы; при этом цена шарового вентиля мало отличается от других конструкций того же размера.

    Шаровый вентиль ДУ 65.

    Среда

    Большая часть предлагаемых рынком фланцевых вентилей для труб ориентирована на использование в системах водоснабжения и отопления.

    Однако можно встретить и решения, предназначенные для других рабочих сред.

    • Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное качество обработки поверхности шара, что предотвращает малейшие утечки. Как правило, они маркируются желтым цветом ручки.

    Газовая запорная арматура маркируется желтым цветом.

    Любопытно: инструкция производителя обычно разрешает использовать газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, нефтепродукты и пар с температурой до 150 С.

    • Шаровый паровой вентиль использует термостойкие тефлоновые уплотнительные кольца, позволяющие ему работать в среде с температурой до 250 С.

    Функциональность

    Большая часть фланцевых кранов дает лишь одну возможность – полностью перекрыть ток среды через трубопровод.

    Однако существуют и более экзотические варианты.

    • Шаровый фланцевый регулирующий кран позволяет дросселировать трубопровод, плавно меняя его проходимость. Ключевое отличие регулирующих вентилей от обычных шаровых – в форме отверстия в запирающем шаре: оно делается не круглым, а овальным или более сложной формы.
    • Трехходовойшаровый вентиль тоже отличается формой выреза: в этом случае он делается угловым, что позволяет реализовать принцип “или-или”. Поток воды из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 или номер 3.

    Справа – еще более экзотическая схема. Вентиль позволяет соединить между собой любые два или все три отвода.

    Размеры и применение

    Размеры всех производящихся отечественной промышленностью фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.

    Любопытно: в принципе размеры фланцев, в том числе для запорной арматуры, регламентируются отдельным стандартом – ГОСТ 12815-80.
    Однако этот документ полностью дублирует ряд размеров из ГОСТ 28343-89.

    Приведем эти размеры в миллиметрах и дюймах.

    ДУ
    Размер в дюймах

    10
    3/8

    15
    1/2

    20
    3/4

    25
    1

    32
    1 1/4

    40
    1 1/2

    50
    2

    65
    2 1/2

    80
    3

    100
    4

    150
    6

    200
    8

    250
    10

    300
    12

    350
    14

    400
    16

    450
    18

    500
    20

    Каких размеры трубопровода оправдывают применение фланцевых вентилей при монтаже систем отопления или водоснабжения своими руками?

    По мнению автора – начиная с ДУ40. Фланцевый шаровый кран ДУ25 или ДУ32 лучше заменить муфтовым: резьбу этого размера без особых усилий можно нарезать вручную, трубной плашкой, а вот фланец придется приваривать, что зачастую проблематичнее и требует полного осушения трубопровода.

    Элеваторный узел. Вентиля небольших диаметров – муфтовые.

    В то же время при большом размере резьбы даже попытка стронуть с места контргайку на сгоне требует непомерно больших усилий. Фланцевый шаровый кран ДУ80 демонтировать или заменить куда проще, чем разобрать резьбовое соединение того же диаметра.

    Нюанс: в отличие от резьбы, фланец не требует установки сгона и может применяться в условиях дефицита длины прямого участка трубопровода.
    Однако разборка фланцевых соединений малых размеров, стянутых стальными болтами – не для слабонервных.
    Как правило, болты проще срезать, чем раскрутить.

    Монтаж

    Хитростей у сборки фланцевого соединения немного.

    • Для герметизации обычно используются паронитовые прокладки. Однако их можно заменить самостоятельно вырезанными из старой автомобильной камеры. Не забудьте оставить с краю прокладки язычок, который позволит вам завести ее между фланцев.

    Для герметизации фланцевого соединения используются прокладки из паронита – жесткой термостойкой резины.

    • Во избежание перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному – два оборота ключа за раз.
    • Болты лучше располагать с одной стороны фланца. В случае, если его плоскость горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; кроме того, падение с высоты легкой гайки с меньшей вероятностью причинит травму находящемуся внизу человеку.

    Заключение

    Надеемся, что наше несколько поверхностное знакомство с целым классом запорной арматуры поможет читателю в выборе решений для собственных проектов. Видео в этой статье, как обычно, содержит дополнительные материалы. Успехов!