Зачем нужен 3 х ходовой кран для манометра? Всегда ли он должен устанавливаться? В каких вариантах исполнения выпускаются эти устройства? Какие неисправности характерны для них? Чем герметизировать резьбовые соединения при установке крана? Попробуем ответить на эти вопросы.
Цели
Для начала выясним, для чего вообще нужен трехходовой манометрический кран.
Его установка преследует следующие цели:
- Она позволяет провести поверку измерительного прибора, подключив контрольный манометр.
Уточним: разумеется, в этом случае кран должен иметь не дренажную трубку, а полноценный отвод с резьбой или трубным фланцем для подключения второго прибора.
- 3х-ходовой кран для манометра дает возможность не только отключить прибор от магистрали, но и сбросить давление перед ним. Считается, что это существенно снижает вероятность отказа (залипания стрелки).
- Наконец, он позволяет продуть отвод на манометр – сбросить через него некоторое количество рабочей среды. При продувке из отвода удаляются все накопившиеся загрязнения, способные повлиять на точность измерения давления.
Можно ли обойтись обычным проходным муфтовым вентилем? В промышленных условиях, где постоянный контроль давления необходим для соблюдения технологии производства, в подкачках и на газопроводах – нет. Неверные показания могут обойтись слишком дорого.
В системе отопления частного дома или в элеваторном узле многоквартирного манометры обычно подключаются именно к обыкновенному контрольному вентилю. Собственно, в элеваторах манометр часто устанавливается только на время снятия контрольных показаний: пока есть свободный доступ в технические подвалы, проблема воровства оборудования останется актуальной.
Варианты исполнения
Как может быть устроен трехходовой кран под манометр 1:2 дюйма? Приведем несколько описаний наиболее распространенных конструкций.
Пробковый натяжной
Пробковый трехпроходной кран с натяжной герметизацией 11б18бк выпускается в следующих комплектациях:
- Две трубные (ДУ 15) или метрические (М20х1,5) резьбы и дренажное отверстие.
- Одна трубная и одна метрическая резьба плюс дренажное отверстие.
- То же, но с рукояткой (рычагом или бабочкой).
- Две резьбы (ДУ 15, М20х1,5 или их сочетание) и фланец для подключения контрольного манометра.
Вентиль предельно прост конструктивно, но имеет пару существенных недостатков:
Принцип работы трехходового крана для манометра прост и понятен: Т-образный вырез во вращающейся пробке при ее повороте совмещается с одним или двумя отводами.
Соответственно, в разных положениях доступны следующие конфигурации:
- Отвод заглушен, манометр соединен с атмосферой через дренаж или фланец.
- Давление подается на контрольный вентиль при закрытом дренаже или фланце.
- Отвод работает на сброс при перекрытом манометре.
Шаровый с дренажом
В качестве образца мы рассмотрим трехходовой шаровый кран под манометр 11Б27п. Он интересен реализацией дренажа. В сущности, перед нами обыкновенный муфтовый вентиль с удлиненным корпусом и дренажным отверстием по одну сторону от запорного шара.
Приведем характеристики изделия.
Параметр
Значение
Максимальное рабочее давление
16 атмосфер
Максимальная рабочая температура
Для воды – 140С, для пара – 225С
Материал корпуса и запорного шара
Латунь
Материал уплотнителя штока и седел
Фторопласт
Дренаж
Отверстие в корпусе с винтом-заглушкой
Оптовая цена
180 рублей
Обратите внимание: в такой реализации трехходовой шаровый кран для манометра довольно неудобен на горячей воде и отоплении.
Открученный дренажный винт обдаст вашу руку кипятком.
Шаровый с муфтовым отводом
В качестве крана под манометр может быть использован и обычный муфтовый трехходовой вентиль. Пример такого изделия – Valtec VT361N.
Материал корпуса и затворного шара изделия – хромированная латунь; уплотнители выполнены из тефлона. Максимальная рабочая температура среды – +150 градусов. Примечательна заявленная производителем долговечность изделия – не менее 20000 циклов.
Установка
Чем герметизировать резьбовые соединения кранов и манометров при их установке своими руками?
Инструкция, в общем-то, вполне стандартна:
Обратите внимание: лента ФУМ прекрасно герметизирует трубную резьбу, но дает течь даже при минимальном ее обратном ходе.
Обслуживание
Список неисправностей кранов, которые могут быть самостоятельно устранены, более чем невелик.
- Протечка при закрытом пробковом вентиле означает недостаточный прижим или попавший под пробку мусор. Разберите вентиль, протрите пробку и седло и соберите его заново. Гайку на хвостовике стоит подтягивать лишь в том случае, если течь сохранится после прочистки.
- Течь по штоку шарового вентиля свидетельствует о выработке уплотнительного кольца. Если у вентиля есть обжимающая шток гайка, ее можно подтянуть на один-два оборота.
Если уплотнитель прижат рукояткой и проложенной под нее шайбой – при закрытом вентиле снимите их и уложите поверх уплотнения несколько витков ленты ФУМ.
Заключение
Будем считать наше знакомство со сравнительно экзотическим типом запорной арматуры состоявшимся.Видео в этой статье традиционно предложит читателю дополнительную тематическую информацию. Успехов!